"Нейропсихологическая Психокоррекция"

Международная Ассоциация Нейропсихологов и Психотерапевтов

 

Авторы:

невропатолог Марк Сандомирский и нейропсихолог Екатерина Лебедева

 

В настоящее время нейропсихологическая коррекция (НПК) в Россиии  занимает лидирующее место в детской психологической практике, связанной с нарушениями психомоторного и когнитивного развития.

С точки зрения нейропсихологического подхода, эти нарушения обусловлены дисфункцией ряда структур мозга, возникшими в период беременности и первого года жизни. Суть коррекционных мероприятий заключается в том, чтобы дозапустить несформировавшиеся в полном объеме функции и сформировать адаптивные связи между различными зонами мозга в соответствии с течением нормального онтогенеза.

Однако, с точки зрения психотерапевтической потенциальный диапазон возможного применения НПК существенно шире,поскольку механизм воздействия направленный на устранение и компенсацию дизонтогенетических проблем неспецифичен. В общем смысле нейропсихологическая коррекция представляет собой рефлекторное психокоррекционное воздействие на мозговые механизмы психологической дезадаптации. Поэтому, в первую очередь она может быть применима в терапии психосоматических заболеваний, и пограничных нервно-психических расстройств, причем как у детей, так и у взрослых. Также НПК может совмещаться с различными методами, как неспецифическая ресурсная часть терапии, создающая - оптимальные функциональные состояния для терапевтических изменений, так сказать ее неврологический фундамент.

НПК развивается как комплексное направление на стыке ряда дисциплин.

а) С одной стороны, она относится к поведенческой неврологии, которая изучает неврологические основы онтогенеза психики и дизонтогенетических расстройств (когнитивно-поведенческих, личностных) и пути их коррекции.

б) С другой стороны, НПК является одним из направлений физиологически-ориентированной психокоррекции, получившей в англоязычной литературе название нейропсихотерапии.

в) Технологически многие методики НПК можно отнести к так называемому «лечению занятием». Это не только лечение, но и реабилитация/ реадаптация взрослых и абилитация детей.

г) Еще один взгляд на НПК лежит в русле, направления «лечение развитием». Это комплекс мероприятий, направленных на устранение дефектов онтогенеза за счет рефлекторной перестройки мозга.

Поскольку подобное нервно-психическое развитие происходит на протяжении всей жизни ( а не только в детстве), то в условиях патологии и в зрелом возрасте оно может быть терапевтически индуцировано.

Применение НПК для взрослых

Везде, где в психотерапевтических методах используются невербальные техники присутствуют элементы НПК только в «необъявленном виде». С помощью стандартных упражнений воспроизводится нормальная последовательность сенсомоторного развития ребенка от формирования базовых рефлекторных механизмов в пренатальный период, и далее через последовательное овладение навыками фиксации взгляда, поворотов головы, ползания, вставания и самостоятельного хождения к началу второго года жизни. Это не только освоение движений и формирование схемы тела, но и развитие координации, и оперирования пространством, включая осознавание как пространственно-временных, так и причинно-следственных связей, и начало формирования субъектности.

Все перечисленные элементы взаимосвязаны, поскольку в онтогенезе заложен принцип рефлекторной «эстафеты»: этапы психомоторного развития сменяя друг друга в заданной последовательности, запускают уже освоенными рефлексами созревание все новых рефлекторных программ. Аналогичные механизмы представляют собой рефлекторную основу создания психотерапевтических трансовых состояний. Индукция транса всегда происходит по принципу физиологической регрессии, как повторения онтогенеза.

Среди конкретных технологических способов индукциитерапевтических трансов можно перечислить следующие, в онтогенетическом порядке:

1. Регрессия к пренатальному периоду: релаксация, сенсорная депривация. В широком смысле – любая индукция транса, связанная с аутизацией сенсорной сферы.

2. Регрессия к интранатальному периоду. В узком смысле – воспроизведение опыта, связанного с психологической «травмой рождения», например в холотропной терапии и терапии А. Янова. В широком смысле – любая эмоционально-стрессовая терапия.

3. Регрессия к раннему постнатальному периоду. Релаксация, трансовая каталепсия.

4. Регрессия к позднему постнатальному периоду. Имитация двигательных и невербальных коммуникативных стереотипов ребенка первых лет жизни.

Применение НПК для детей

Что касается применения НПК в детской практике при когнитивно-поведенческих дизонтогенетических нарушениях, объективные основы метода связаны с высокой способностью мозга ребенка к рефлекторной перестройке - пластичностью мозга ребенка и сензитивностью ( специфической восприимчивости в усвоении информации). Используемый в процессе коррекционной работы принцип замещающего онтогенеза, по А.В. Семенович включает в себя совершение ребенком физических действий, характерных для более ранних этапов онтогенеза, например, в сфере психомоторного развития - в основном, связанных с первым годом жизни. Целью является повторное, сжатое по времени и более осознанное «проживание» дефицитарных эпизодов возрастного развития и восполнение опыта, необходимого для перестройки рефлекторных связей. При этом воспроизведение свойственных возрасту функциональных состояний происходит благодаря физиологической (а не биографической) возрастной регрессии. Она позволяет воссоздать на короткое время присущую соответствующим этапам онтогенеза сензитивность, чтобы «перепрожить» и утилизировать на протяжении коррекционного курса искусственные периоды сензитивности.

Что касается расширения диапазона применения техник НПК для детей, она также показана при комплексной психотерапии детских психосоматических расстройств, поскольку в связи с возрастными особенностями эмоционального реагирования ребенка, а именно – соматизацией эмоций – эта проблема весьма актуальна. Необходимо ввести в программы НПК релаксационно-трансовые техники. Они создают оптимальное функциональное состояние для эффективного проведения коррекционной программы.

Благодаря трансовому повышению пластичности мозга и формированию искусственных сенситивных периодов, подготавливается физиологическая база («почва»), на которой должны укореняться прививаемые когнитивные и поведенческие навыки, поскольку лежащие в их основе рефлекторные механизмы естественным образом играют большую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. С ними связан механизм формирования сознания ребенка, как «совместного знания» с окружающим взрослыми.

Также важно в детской психокоррекции, трансовое «обучение по образцу», поскольку оно позволяет ребенку «впитывать» навыки саморегуляции от взрослых. Терапевтически полезным является обязательное привлечение родителей (желательно мамы) в коррекционный процесс. Эмпатическая составляющая позволяет отчасти компенсировать дефицит эмпатии в детско-родительских взаимоотношениях. Именно он является одним из важнейших механизмов психологических и психосоматических нарушений у детей. Эффективность эмпатического психокоррекционного воздействия существенно повышается, если эмпатический «посыл» выражен не только словесно, но и невербально, с помощью телесных эмоциональных якорей, с опорой на психобиологические механизмы симбиотического уровня.

В целом, учитывая массовую распространенность тех когнитивно-поведенческих и психосоматических проблем у детей, которые эффективно помогает решать НПК, их значимость в масштабах общества, в ее расширенном, дополненном эмпатическими и релаксационными техниками варианте должна быть предметом программ социальной психотерапии, в том числе для организованных контингентов детей – в школах и детских дошкольных учреждениях.

Таким образом, элементы НПК инкорпорированы в разнообразные психотерапевтические технологии в качестве регрессионных рефлекторных инструментов. Стандартный репертуар НПК может быть эффективно дополнен новыми техниками, возникающими на стыке с психотерапией: эмпатическими коммуникативными (как вербальными, так и невербальными) и трансовыми техниками (формальная физиологически-ориентированная индукция транса), коммуникативным резонансом, работой с невербальными ресурсами (телесными, образными).

Такое взаимопроникновение методов с целью повышения эффективности, если оно будет осуществляться целенаправленно, способно привести к их дальнейшей интеграции на единой основе, как нейрофизиологической (принцип психобиологического детерминизма), так и онтогенетической (принцип развития). При этом новые нейропсихологические технологии призваны внести свой вклад как в практический инструментарий психотерапии, в части объективных, рефлекторных психокоррекционных техник, так и в ее методологический арсенал.

С данной точки зрения современная объективная психотерапия, или нейропсихотерапия - это именно нейропсихологическая терапия. (см. Доклад на конференции ППЛ. Сандомирский М.Е., Лебедева Е.С.)

__________________________________

www.ac-neuro.ru При копировании использовании материалов ссылка на источник обязательна

 

Задать вопрос

Контакты

Телефоны

(495) 589-44-62,  8-903-757-46-42

ежедневно с 12-00 до 20-00

электронная почта: cirinales@mail.ru

Поделиться

Member Access